понедельник, 16 января 2012 г.

Йозеф Аллербергер

Йозеф Аллербергер

Непродолжительное время был пулемётчиком, а чуть позднее снайпером 2-го батальона 144-го горнострелкового полка 3-й горнострелковой дивизии. Аллербергер являлся вторым по результативности снайпером вермахта, после Маттиаса Хетценаура, служившего в одной дивизии и в одном полку с Йозефом.

 

Достижения: к концу войны на счету было 257 подтверждённых уничтоженных солдат противника.
Прозвище: Зеппа, Зеппи.
Дата рождения: 24 декабря 1924 года.
Место рождения: Штирия, Австрия. 
Дата смерти: 2 марта 2010 года.
Место смерти: Вальс-Зиценхайм, Зальцбург, Австрия. 

Участие в войнах: Вторая Мировая Война, восточный фронт.
Звание: Обер-ефрейтор.

Награды:
Железный крест 1-ой степени.
Железный крест 2-ой степени.
За ранение 2-ой степени.
Имел нарукавную нашивку снайпера.

Боевая биография:
В декабре 1942 года, как и многие выходцы из горных регионов, был призван в альпийские части. По книге собственных воспоминаний «Немецкий снайпер на Восточном фронте 1942—1945», у Йозефа сначала были шестимесячные курсы пулемётчиков. А непосредственно в бой Аллербергер вступил 18 июля 1943 года в составе 144-го полка 3-ей горно-стрелковой дивизии.
Дивизия тогда находилась на линии Миус-фронта, и летом 1943 там шли ожесточённые бои за Донбасский регион. Столкновение с отрезвляющей действительностью и животными ужасами окопной войны сильно изменили Йозефа .
«По истечении пяти дней я потерял последние остатки своей юношеской наивности. Опыт кровавых боев наложил свой отпечаток на мое лицо, так что выглядел я теперь на десять лет старше. Наша 7-я рота сократилась в численности всего до двадцати человек. Из моей группы в живых остался только я и командир нашей роты. Я потерял чувство времени и не испытывал больше ни страха, ни жалости. Я стал продуктом событий, происходивших вокруг меня, движимый примитивным инстинктом выжить среди изнурительных боев, голода и жажды» [ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ]
Тогда же пришло чёткое понимание того, что шансов выжить у него не будет, если он останется пулемётчиком. Зеппу повезло, в результате легкого ранения в руку под Ворошиловском (ныне Ставрополь) он попал в госпиталь. В качестве выздоравливающего был прикомандирован к штабу на лёгкие работы.

Снайперский период:
Йозеф старался избежать дальнейшей службы в виде снайпера, и первые же стрельбы показали, что Йозеф Аллерберг оказался прирождённым снайпером.

Известно, что почти девять месяцев Аллерберг провоевал с советской трехлинейкой. При этом он подчёркивал, что, являясь, по сути, полевым снайпером, ему засчитывались лишь уничтожения, подтверждённые старшими по званию. Все противники, убитые им в составе подразделения, в том числе не только из снайперской винтовки, на его счёт не шли.
Летом 1944 года командир полка (хорошо относившийся к Йозефу) в качестве заслуженного отпуска направил его, по факту уже успешного высококлассного стрелка, на курсы снайперской подготовки в Германию.

Вернувшись на фронт, Аллерберг перешёл на использование снайперской модификации винтовки Mauser 98k с 6-х кратным оптическим прицелом. Или, по обстоятельствам, на полуавтоматическую винтовку «Вальтер 43» Gewehr 43. К данному вооружению Йозеф относился весьма положительно и отмечал её эффективность в огне на дистанциях ближнего и среднего боя (от 100 до 400 метров) особенно с использованием экспансивных (разрывных) пуль.

Снайперский опыт:

Йозеф Аллерберг подчёркивал, что главными принципами выживания снайпера являлись: выбор позиции, возможность незаметно её покинуть, наличие/подготовка запасных позиций, по возможности, работа в паре с наблюдателем, крайне желательная смена точки выстрела после одного — редко — двух выстрелов. Естественно, маскировка. Соответствующая экипировка. Но важнейшим требованием к выживанию и боевой эффективности снайпера он считал повышенную психологическую устойчивость, вкупе с храбростью, осторожностью и наблюдательностью стрелка.
Аллерберг также находил не удовлетворяющим запросам современной войны стандартный «уставной» подход к отбору и подготовке снайперов. Где основополагающими критериями являлись лишь меткость стрельбы и навыки маскировки на местности.
Уделяя должное внимание точности огня, приоритет он оставлял за особой (зачастую просто врождённой) психологической закалкой — способности индивидуума к убийству посредством снайперского оружия.
В подтверждение своих слов Йозеф Аллерберг указывал на тот факт, что в условиях реальных боевых действий восточного фронта, 90 % попаданий по объектам осуществлялись на средних дистанциях огня снайперской винтовки (150—500 метров). Попадания на дистанциях более 800 метров он называл чудом и случайностью.
Снайперы обеих сторон массово практиковали больше стрельбу по корпусу, чем в голову. В результате, во-первых, резко возрастала вероятность попадания с первого выстрела, что увеличивало шансы стрелка не быть обнаруженным, и во-вторых, цель всё равно гарантированно выводилась из строя.
Аллерберг приводил десятки примеров, когда огонь снайпера позволял срывать атаки превосходящих сил противника. Он использовал жестокую, но доказавшую свою эффективность тактику боя против штурмующих волн вражеской пехоты.
«Я не обращал внимания на первые три-четыре линии атакующих и старался поразить в живот как можно больше бойцов, наступавших позади них. Слыша пронзительные крики раненых у себя за спиной, наступавшие в первых рядах теряли присутствие духа, и атака начинала захлебываться. В этот момент я переключал свое внимание на первые линии врага. Противников, которые находились ближе пятидесяти метров ко мне, я поражал точными выстрелами в голову или в сердце, стараясь таким образом мгновенно вывести из боя всех, кого только мог» [ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ]
 Конец войны:

Окончание войны Аллерберг встретил в Чехословакии недалеко от границы с Австрией. К тому времени министерство пропаганды Геббельса сделало из Йозефа узнаваемую фигуру. Несколько раз его фотографии печатались в нацистской прессе. Теперь известность служила ему дурную службу. Понимая, что в советском плену он будет обречён, Аллерберг постарался сделать всё возможное, чтобы попасть к американцам, что ему, после двух недель злоключений в приальпийских лесах, и уже после официального объявления об окончании войны, и удалось сделать.

Память о снайпере:

  • Книга Альбрехта Ваккера (нем. Albrecht Wacker) «Немецкий снайпер на Восточном фронте. 1942—1945.» (англ. «Sniper on the Eastern Front: The Memoirs of Sepp Allerberger, Knight's Cross»), основанная на воспоминаниях Аллербергера, впервые вышла в 2000 году.

Комментариев нет:

Отправить комментарий